СТАТЬИ О НЕДВИЖИМОСТИ
Арендные ставки на коммерческую недвижимость демонстрируют
небывалое падение
Сбылась мечта Анжелы Арендс, президента всемирно известного
дома моды Burberry. На одном из самых фешенебельных небоскребов
Манхеттена в конце мая ярко засияла вывеска ее компании.
Еще недавно открытие нью-йоркской штаб-квартиры и нескольких
новых магазинов Burberry на безумно дорогой Мэдисон-авеню
казалось для руководства модного дома чем-то далеким, посткризисным,
пишет Инвестгазета. Во всем мире продажи товаров роскоши падают
катастрофическими темпами - тут не до расширения. Но упустить
возможность было бы непозволительной ошибкой: впервые арендные
ставки на недвижимость в самых престижных районах Манхеттена
упали до уровня семилетней давности - почти на 16%.
Хотя Киев пока и не дотягивает до амбиций Анжелы Арендс,
местные тенденции в сегменте коммерческой недвижимости порадовали
бы ее куда больше. С осени прошлого года арендные ставки на
офисные и торговые площади в столице, равно как и в других
украинских городах, сократились почти вдвое. И это далеко
не предел.
Строго вниз
В соревновании по падению цен на съем и покупку недвижимости
Киев отстает только от Буэнос-Айреса. В аргентинской столице
«обвал» дошел до рекордных 71%. Уступки собственников отечественных
торговых и офисных центров пока составляют 46-50% от прошлогодней
стоимости, передает Инфобуд. По сути для украинского рынка
недвижимости, длительное время демонстрировавшего неудержимый
ценовой подъем, такие показатели также достойны того, чтобы
быть занесенными в книгу рекордов девелоперских неудач. Заметнее
всего это в сегменте офисной недвижимости. Компании-арендаторы,
ощутившие на себе последствия финансового кризиса и не имеющие
возможности платить даже по заниженным ставкам, меняют дислокацию,
оставляя собственникам бизнес-центров пустые помещения и разбитые
надежды на рентабельность. Больше всего пострадали арендодатели,
заключившие с клиентами короткие договоры, сроки действия
которых истекли или истекают: не факт, что после этого арендатор
захочет продлить договор и остаться в офисном центре.
Более защищены обладатели долгосрочных договоров. Вероятность
того, что клиент съедет до окончания действия договора, снижается,
хотя в некоторых случаях бывают и исключения. Одним из выходов
для компаний-арендаторов, которые не могут покинуть офис,
даже если им нечем за него платить, является субаренда. Еще
в конце 2008 года доля субаренды в Киеве составляла около
2% от всего предложения офисных площадей. По словам Александра
Носаченко, управляющего директора компании Colliers International,
имея такое преимущество, как завершенные и готовые к немедленному
въезду помещения, подобные БЦ непосредственно конкурируют
с недавно вышедшими на рынок новыми бизнес-центрами. Давно
эксплуатируемые офисы оттягивают на себя часть платежеспособного
спроса и увеличивают вакантность в офисном сегменте.
Бесперспективная торговля
Общий уровень падения арендных ставок на торговую недвижимость
составил около 39%. В Киеве площади подешевели на 40-50%,
в регионах ситуация и того печальнее - падение на 70% за девять
месяцев. При этом нельзя сказать, что вакантность в столичных
ТЦ увеличилась - напротив, сегодня практически все они заполнены
до отказа. Это связано с тем, что многие операторы, ранее
работавшие в регионах, решили воспользоваться возможностью
и перебраться в столицу. «Многие ритейлеры, имеющие магазины
в регионах, обращаются к нам с просьбами подыскать им помещения
в ТРЦ или в стрит-ритейле с хорошим месторасположением в Киеве»,
- делится опытом Наталья Кравец, директор департамента торговой
недвижимости компании Colliers International. Тем хуже для
регионов - многие торговые помещения здесь опустели. В некоторых
небольших городах владельцы ТЦ идут на то, что предлагают
арендаторам первое время пользоваться площадями бесплатно.
Но не все на это «покупаются». В случае очень низких продаж
даже при нулевой аренде магазин все равно будет убыточным
из-за дополнительных расходов. А сегодня «минус» могут позволить
себе очень немногие компании.
Чуть меньше тенденция удешевления коснулась складских помещений,
поскольку и цены здесь росли куда медленнее, чем в других
сегментах - около 5% в год. Исключение составляли логистические
центры, расположенные в черте города. Из-за высокого спроса,
который наблюдался в 2008 году, и отсутствия нового предложения
арендные ставки здесь подскочили на 15-20%. С началом кризиса
в некоторых городах цены вернулись на уровень начала 2008
года, в некоторых упали почти в два раза, а есть и такие регионы,
где стоимость аренды осталась на прежнем уровне. Но это не
надолго - по сравнению с прошлым годом количество заключаемых
договоров аренды на рынке складской недвижимости сократилось
на 40-50%.
Интерес уехал
Падение арендных ставок и отток арендаторов понизили привлекательность
объектов коммерческой недвижимости для инвесторов, что автоматически
снизило их стоимость. Сегодня торговые и бизнес-центры можно
приобрести с 60%-ным дисконтом. Между тем желающих обзавестись
личным ТЦ или БЦ не найти. Какой смысл, если в данный период
времени объект не генерирует доход, а ждать восстановления
рынка с убыточным активом на руках - непозволительная роскошь,
передает Инфобуд. Те инвесторы, для которых недвижимость была
дополнительным источником прибыли, в период кризиса сконцентрировались
на основном бизнесе. Среди институциональных инвесторов в
докризисные времена были в основном иностранцы, которые сейчас
на время забыли об Украине и ушли работать на родные рынки.
Один из немногих примеров покупки офисного центра в нынешние
нелегкие времена - приобретение российским холдингом AEON
Corporation незавершенного небоскреба Mirax Plaza у компании
Mirax Group, также российской. «Раньше рынки стремительно
развивались, и можно было перепродать даже объект среднего
качества, выйдя из инвестиции через несколько лет. Сейчас
же банки особенно аккуратны и не будут финансировать приобретение
второсортных активов», - комментирует Наталья Стельмах, руководитель
отдела инвестиций компании DTZ. Возможно, инвестор и согласился
бы купить объект, но только высокого качества и только по
компромиссной цене. Но качественными объектами дальновидные
собственники сегодня разбрасываться не станут. Мало ли - вдруг
через лет пять на них тоже засветится модная вывеска, и тогда
уж цены такому центру будет не сложить.
realt.ua