СТАТЬИ О НЕДВИЖИМОСТИ
На рынок вышли дилетанты.
Вслед за подведением финансовых итогов первого квартала страховые
компании подсчитали и убытки от действий мошенников. Результаты
неутешительны: уровень страхового мошенничества в стране неуклонно
растет. Если раньше на рынке промышляли в основном профессионалы,
то теперь на скользкую тропу встали и дилетанты, до кризиса
относившиеся к категории законопослушных клиентов.
«Итоги квартала подтверждают: мошенники начинают делать выбор
в пользу мелких страховых компаний, хотя и не перестают следить
за нововведениями служб безопасности лидеров рынка, «перенимая
опыт» противодействия мошенничеству, – делится информацией
начальник управления по противодействию страховому мошенничеству
службы безопасности компании «Росно» Алексей Бебнев, подкрепляя
заявление статистикой. – Нами предотвращены незаконные выплаты
на общую сумму свыше 58 миллионов рублей: рост по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года составил 20%. Возбуждено
11 уголовных дел. При этом характер случаев, по которым проводились
расследования, различен».
Конечно, случаи мошенничества и необоснованных выплат присутствовали
в жизни страховщиков и раньше. Статистика за последние пять
лет показывает, что около 20-25% возмещений по моторным видам
страхования компании вынуждены выплачивать необоснованно.
Однако кризис все же внес свои коррективы в действия мошенников.
«Сегодня, когда доходы в обществе стало зарабатывать сложнее,
некоторые компании снижают зарплату сотрудникам, а поиск новой
работы ничего не дает, действительно появляется много людей,
желающих заработать на страховании посредством манипуляций
с документами или инсценировки неких убытков, которые можно
было бы квалифицировать как страховые случаи. Мы об этом знаем»,
– говорит вице-президент компании «АльфаСтрахование» Евгений
Череменин.
По словам экспертов, мошенники в кризис действуют по принципу
«голь на выдумку хитра». Традиционно, наиболее криминализированной
сферой страхового бизнеса является автострахование. Среди
самых распространенных случаев мошенничества, директор департамента
анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» Александр
Гуляев отмечает: двойное страхование с последующей попыткой
получить возмещение сразу у двух страховщиков, «договорные»
ДТП, страхование «задним числом», имитация ДТП, имитация хищения
застрахованного имущества, заявление «старых» повреждений,
полученных ранее рассматриваемого страхового случая, умышленный
поджог и завышение реального ущерба по результатам пожара
или иного стихийного бедствия.
Мошенники в попытках получить страховое возмещение меняют
участников, виновников, потерпевших, а зачастую, время и место
произошедшего ДТП. Популярны схемы, в которых через подставных
лиц приобретаются машины и страхуются по каско. Через месяц
автомобили перегоняются за пределы России в страны ближнего
зарубежья. При этом ключи и документы возвращаются страхователю
для подачи заявления об угоне в ОВД и обращения за выплатой
в страховую компанию.
Кроме того, нечистоплотные клиенты разработали совершенно
новое «кризисное» явление: недобросовестные партнеры. Участились
случаи создания фиктивных страховых брокеров с целью получения
незаконной прибыли.
«Завладев большим портфелем страховой компании и реализовав
полисы, такой брокер под любым предлогом не возвращает страховую
премию, не уплачивает налоги, заявляя об испорченности полисов
или утрате. Затем созданная компания банкротится», – рассказывает
Алексей Бебнев.
С учетом осложнения экономической ситуации уже сейчас можно
говорить о том, что уровень страхового мошенничества вырос
не только в сегменте автострахования. Страховщики отмечают
рост количества мошенников-«дилетантов», которые до кризиса
относились к категории законопослушных клиентов.
«Кризис породил целую волну противоправных действий, связанных
со страхованием недвижимости, взятой в ипотеку, – рассказывает
Александр Гуляев. – Здесь время от времени обнаруживаются
неплатежеспособные лица. Также мошенничества зафиксированы
в титульном страховании, где «внезапно» появляются лица, имеющие
право собственности на имущество, которые не были выявлены
до момента продажи. Встречаются и случаи повреждения залогового
имущества огнем, возникшего по причине поджога».
Неудивительно, что на общем фоне ухудшения криминогенной
обстановки участники рынка совершенствуются и как никогда
настроены действовать сообща.
«Все страховые компании сейчас усиливают службы безопасности,
пересматривают различные регламенты и процедуры работы с клиентом,
уделяют особое внимание фиксации состояния объектов страхования,
особенно это относится к транспортным средствам, на момент
заключения договора и так далее. Все это помогает более объективно
относиться к оценке убытков и признания их страховыми событиями,
– рассказывает Евгений Череменин. – Сейчас сама жизнь заставляет
службы безопасности и юротделы страховых компаний общаться
между собой по поводу выплат. Особенно плотно взаимодействуют
друг с другом крупные компании, у которых моторные виды –
каско и ОСАГО являются масштабными».
Участники рынка надеются, что в ближайшем будущем появится
единая база, созданная под эгидой Российского союза автостраховщиков,
которая позволит не наводить справки в других компаниях, а
заходить в систему и видеть, какие убытки у того или иного
клиента, его страховую историю и другую информацию. «Такая
база просто необходима для того, чтобы обеспечивать экономическую
безопасность страховых компаний и реализацию закона по ОСАГО
в том виде, в котором он был задуман и принят шесть лет тому
назад», – подчеркивает Евгений Череменин.
Пока же компании акцентируют внимание на правовых методах
защиты от страхового мошенничества. «Прежде всего, это тщательная
предстраховая проверка потенциальных клиентов и принимаемых
на страхование объектов, с одной стороны, и всестороннее изучение
обстоятельств наступления страховых событий – с другой. При
этом добросовестный клиент, безусловно, должен получить в
полном объеме причитающееся ему страховое возмещение», – резюмирует
господин Гуляев.
102banka.ru