СТАТЬИ О НЕДВИЖИМОСТИ
Русский пай
Мало кто может сказать сегодня, сколько реально стоит кусок
российской земли. В ближайшее десятилетие ныне феноменально
дешевая земля может подорожать в десятки раз. В «шоколаде»
будет тот, кто успеет войти в рынок раньше других.
Президент Медведев не так давно заявил: «У нас сегодня нет
общего понимания того, каким земельным фондом мы обладаем.
Кадастровый учет не поставлен, инвентаризации земли не происходит,
у нас нет рыночной оценки земли».
И в самом деле, несмотря на прошедшие с момента развала СССР
почти два десятка лет, земля до сих пор остается, по сути,
в государственно-колхозной собственности. Отсутствуют самые
необходимые атрибуты рынка — единая полноценная информационная
база, четко прописанная процедура оценки земли, современный
институт оценщиков, а также выстроенная система правовых отношений
между участниками сектора.
Узаконенная путаница
Земельный кодекс РФ предполагает, что земля и постройки на
ней — это единый объект недвижимости, который должен быть
зарегистрирован в едином реестре. Но в настоящее время есть
целых три основные базы, которые содержат данные о земельных
участках и объектах недвижимости: давно существующий государственный
земельный кадастр, база БТИ и база регистрационной палаты
при Мин-юсте. По словам главы комитета Госдумы РФ по собственности
Виктора Плескачевского, в недавнем прошлом провалилась попытка
свести все эти три базы воедино — выяснилось, что критически
не совпадают границы участков, неточно описаны объекты, здания
и наделы «налезают» друг на друга. А ведь каждая из этих баз
вполне может стать весомым аргументом в суде, поскольку каждая
создавалась федеральным органом. То есть каждый объект и земельный
участок в России находятся под риском спора.
Путаница уже попортила нервы гражданам, которые, желая зарегистрировать
свои права на участок и собрав необходимые для регистрации
документы, слышали: в регистрации отказано из-за того, что
сведения разных ведомств противоречат друг другу.
В свое время Роснедвижимость создала макет базы данных, которая
могла бы разрешить тупиковую ситуацию. Предполагалось, что
в ней постепенно путем уточнений и исправлений сформируются
реальные данные, и за 5—10 лет мы бы получили работоспособную
информационную систему. Но идея осталась нереализованной.
С 1 марта текущего года три службы (Росрегистрацию, Роснедвижимость
и Роскартографию) «слили» в одно ведомство — Федеральную службу
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Однако проблему несовпадения баз автоматически это не решило.
Единый кадастр нужно будет создавать заново, а за его основу
будет взята база Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация),
к которой присоединят данные о правах на землю из базы Роснедвижимости.
Идея единого кадастра недвижимости родилась еще в начале
этого десятилетия, однако соответствующий закон был принят
только в июле 2007 года (№221-ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости»). Предполагается, что его реализация позволит
к 2011 году сформировать полноценную информационную базу по
земле, объектам недвижимости и их собственникам. Однако и
эксперты, и чиновники пока скептически оценивают ближайшие
перспективы кадастрового учета — слишком большая работа предстоит.
Ускорить создание единого кадастра недвижимости, по мнению
Виктора Плескачевского, должно формирование института независимых
кадастровых инженеров, объединенных в саморегулируемые организации
(СРО). Кадастровый инженер не только соединит в себе функции
сотрудника БТИ и землемера, но и будет фигурой процессуальной
— он сможет на месте решать споры между владельцами граничащих
участков и строений по установленной форме. Это разгрузит
суды и существенно ускорит процесс формирования кадастра.
Также институт кадастровых инженеров поможет решить весьма
злободневный вопрос снижения цен на услуги по землеустройству
и техинвентаризации — прежде всего за счет здоровой конкуренции.
Однако первые специалисты нового типа должны появиться на
рынке только в следующем году, и до сих пор, по словам Плескачевского,
еще не проработаны многие моменты, которые позволят кадастровому
инженеру полноценно работать на рынке.
Проблемы оценки
Переоценка объектов недвижимости должна максимально приблизить
кадастровую цену земли к рыночной, но отсутствие четкой системы
оценки позволяет на законных основаниях варьировать стоимость
минимум на 30% в ту или иную сторону. Она может завышаться
в 10—20 раз (особенно в крупных городах с развитым бизнесом)
— в целях повышения земельного налога. Может и занижаться
— например, при продаже государственной недвижимости или снижении
налогов для «своих» бизнесменов.
Поэтому формирование рыночной цены на землю (которая учитывается
при кадастровой переоценке) вещь в суровой реальности достаточно
условная. Известны случаи, когда после переоценки кадастровая
стоимость земли вырастала в 360 (!) раз. Понятно, что автоматически
пропорционально увеличивается земельный налог. «В идеале местные
органы самоуправления после получения новых кадастровых оценок
должны самым тщательным образом заняться, что называется,
«настройкой» земельного налога — оценить его адекватность,
сбалансировать интересы местного бюджета и самых разных групп
налогоплательщиков, дифференцировать ставки, но зачастую на
это просто не хватает времени», — говорит директор АНО «Институт
проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости»
Наталья Тахтарова.
В качестве пострадавшей стороны чаще всего выступают владельцы
земельных участков, но оспорить кадастровую оценку в суде
практически невозможно, протестные дела, признают практикующие
юристы, выигрываются, как правило, только на основе формальных
нарушений, допущенных оценщиками (неправильное оформление
документов и пр.).
«Общая методика оценки как таковая есть, но нет маркеров,
которые могут быть использованы в ней. Такими маркерами прежде
всего являются рыночные цены, но как быть, если за последнее
время сделки с землей на данной территории не совершались?
Нет и четко прописанной техники процедуры оценки, многие факторы
оценщик учитывает на свое усмотрение, главное, чтобы конечная
оценка не слишком отличалась от установок заказчика, в лице
которого выступают местные власти», — говорит руководитель
департамента «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической
фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко. Эксперт вспоминает, как
он попросил оценщика ГУП ФКЦ «Земля» (организация при Роскадастре,
которая занимается оценкой в регионах) объяснить, почему в
расчетах кадастровой оценки были использованы те или иные
коэффициенты и откуда были взяты цифры, но полноценного и
вразумительного ответа так и не добился.
Как правило, наиболее ярко все несовершенство нынешних земельных
отношений проявляется в ситуациях, связанных с изъятием и
выкупом земель. Экономические и правовые интересы сторон заплетаются
в такой тугой узел, распутать который с позиций действующего
законодательства практически невозможно.
Подобные споры велись при изъятии земельных участков в Сочи
для возведения олимпийских объектов, при строительстве 4-го
транспортного кольца в Москве и ЦКАД в Подмосковье, строительных
работах в Бутово и реализации различных девелоперских проектов
на муниципальных землях.
«В ситуациях выкупа земли под федеральное и муниципальное
строительство владелец земли, как правило, еще более уязвим.
Оспорить цену, установленную для выкупа, в суде практически
невозможно, поскольку суд будет принимать сторону административных
органов», — считает Юрий Борисенко.
В непростом положении при выкупе оказываются и сами оценщики,
зачастую не обладающие достаточной квалификацией и знанием
рынка, а тем более судебной практикой по земельным спорам
(которая в таких случаях важна не меньше, чем знание оценочной
методики). Кроме того, проблем добавляют противоречащие друг
другу требования закона, путаница в терминах и т.д.
«Если рассмотреть ситуацию с оценкой в Сочи, то корректно
обосновать рыночную стоимость с учетом требований Федеральных
стандартов оценки (ФСО), теории оценки и законодательства
практически невозможно, — считает зампред экспертного совета
СРО оценщиков «Сибирь» профессор Сергей Коростелев. — Всегда
будет возможность оспорить это обоснование в судебном порядке.
При этом всегда кто-то из участников сделки будет обделен
и понесет убытки. Либо будут недовольны собственники и землепользователи,
либо будет нанесен ущерб государству от завышенной компенсации».
Все проблемы оценки на сегодня это, по сути, болезнь роста,
обусловленная неразвитостью рынка. Когда на рынке будет накоплена
информация о сделках с землей, станет меньше лазеек для манипуляций
при расчетах кадастровой стоимости. Правда, в том случае,
если вся информация о сделках будет открытой и достоверной,
— а полностью «прозрачные» сделки на рынке земли большая редкость.
Налетай, пока дешево
Сама процедура оформления в собственность сложна (нужно посетить
как минимум три различные организации), растянута по времени
(от нескольких месяцев до года) и дорога. Только межевание
в среднем по России, по данным экспертов, стоит от 15 тыс.
до 20 тыс. рублей за гектар. А регистрация земельного участка
может обойтись в 20—50 тыс. рублей плюс 15—25 тыс. рублей
уйдет на получение кадастрового паспорта.
Таких денег у большинства россиян, которые могли бы стать
собственниками земли, нет. А посему мечта властей — вовлечь
в гражданский оборот как можно больше земельных участков,
сформировав тем самым цивилизованный рынок земли, — пока остается
мечтой. Предельные уровни расценок на межевание административным
путем пытались вводить в большинстве регионов России, однако
землемеры с легкостью обходят эти препоны, добавляя в нагрузку
к межеванию обязательный пакет «консалтинговых» услуг. Тем
же, кто все-таки решил зарегистрировать свое право на землю,
деваться некуда — чиновники сами признаются, что рынок землеустроительных
услуг на местах монополизирован.
Земельная реформа идет не первый год, но все попытки власти
сотворить из обывателя полноценного землевладельца так и не
увенчались успехом. По разным оценкам, через кадастровый учет
прошло всего 30—40% российских земель. Основные ресурсы сельхозземель
сосредоточены у 12 млн бывших колхозников в виде паев (по
данным Минсельхоза — 91,5% земель сельхозназначения общей
площадью 110,1 млн га), которые не имеют привязки к конкретному
земельному участку. Из этих 12 млн человек зарегистрировали
свои права пока только 400 тыс. собственников. «Всего 0,6%
сельхозугодий, используемых сельхозорганизациями, находится
у них в собственности, 83% — арендуется у собственников земельных
долей, 16% — у государства и муниципалитетов. 83% бывших земель
колхозов и совхозов в настоящее время используется сельскохозяйственными
организациями без оформления и государственной регистрации»,
— приводит данные гендиректор координационного аналитического
центра АПК Павел Винтовкин.
Однако на рынок земли все чаще заглядываются инвесторы —
как частные, так и корпоративные. Ведь земля — это потенциально
один из самых емких и перспективных инструментов для размещения
финансовых ресурсов.
Павел Винтовкин говорит, что в ближайшие 3—7 лет средняя
стоимость российской земли может вырасти в 2—3 раза. Многие
эксперты строят еще более смелые прогнозы — в 10—25 раз. Земля
в России очень дешева: летом прошлого года цены на крупные
участки сельхозназначения варьировались в диапазоне от $100
до $1000 за 1 га, а предложения концентрировались в диапазоне
$500—800, в особо интересных для производства регионах — до
$3000. Верхняя граница диапазона относится к землям со свидетельством
о праве собственности.
По грубым оценкам, российские сельхозземли дешевле земель
Восточной Европы в пять раз, а если сравнивать со странами
с давно сложившимся институтом ценообразования, разрыв будет
больше: по сравнению с США наши земли недооценены в 10 раз,
со странами ЕС-15 — в 30 (!) раз.
Утверждения эти отнюдь не голословные. Земля как средство
производства с каждым годом становится все более востребованной,
учитывая растущую потребность в продовольствии и сельхозсырье.
Мировой рынок сельхозземель рос в последние 30 лет, и темпы
этого роста только ускорялись.
Россия обладает одним из крупнейших в мире запасов сельхозугодий
— 132 млн га (США — 187 млн га, Индия — 169 млн га). При этом
качество российских плодородных земель находится на одном
уровне с землями ведущих мировых сельхозпроизводителей, а
земли Черноземья существенно превосходят по природному плодородию
и запасам продуктивности любые мировые аналоги (насколько
они эффективно используются — это другой вопрос).
Бизнесмены это прекрасно понимают, и интерес бизнеса к земле
растет, причем за два последних докризисных года спросом пользуются
не только участки, расположенные вокруг крупных населенных
пунктов, но и удаленные от городов территории.
Компании скупают земли в разных целях. Первая — это размещение
временно свободных средств, поскольку земля — один из самых
стабильных активов в неспокойное время. Вторая — скупка земель
в интересах крупных агрохолдингов. Третья — в интересах иностранных
компаний (российский Земельный кодекс запрещает владеть землями
сельхозназначения иностранным гражданам и компаниям, а также
российским компаниям, если иностранцам принадлежит в них более
50%). Оценить, какая доля земель сельхозназначения находится
в руках профильных, аграрных инвесторов, а какая — в руках
спекулянтов, сложно. Большинство игроков стараются не раскрывать
информацию о своих латифундиях, из-за этого данных о реальных
собственниках крупных земельных банков не существует.
«В последние годы объем сельхозугодий, находящихся под контролем
(чаще в виде долгосрочной аренды) агрохолдингов или всевозможных
земельных фондов, существенно вырос, однако их доля — менее
7% от общей площади, — говорит Павел Винтовкин. — По разным
оценкам, общая площадь пашни сельхозугодий под контролем этих
структур составляет 10—12 млн га. На 30 агрохолдингов, каждый
из которых контролирует более чем по 100 тыс. га, суммарно
приходится около 7 млн га сельхозугодий». При этом, отмечает
эксперт, компании, ориентированные на иностранных инвесторов,
контролируют не более 0,8 млн га.
В последние два года управляющие и инвестиционные компании
стали активно использовать землю как финансовый инструмент,
«упаковывая» ее в земельные ЗПИФы. Большинство ЗПИФов недвижимости
на стадии start-up создаются под конкретных крупных инвесторов
(как физических, так и юридических лиц) и крупных агрокомпаний.
В дальнейшем паи ЗПИФов могут пройти процедуру листинга на
бирже, и при размещении их смогут приобретать институциональные
инвесторы (банки, инвестиционные фонды, страховые компании
и т.д.) и обычные граждане.
По словам гендиректора УК «Эверест Эссет Менеджмент» Ивана
Гелюты, основная идея создания земельных ЗПИФов в том, что
на фоне роста потребления продовольствия и цен на него будет
расти потребность в сельхозземлях, что приведет к росту арендных
ставок на землю. При наличии арендаторов земельные угодья
способны приносить инвесторам фонда стабильную долгосрочную
прибыль.
Но ажиотажного интереса к земельным ПИФам в период упадка
финансовых рынков пока не наблюдается, хотя управляющие прогнозируют:
после кризиса и земля, и земельные ПИФы станут одними из самых
востребованных активов.
Пока же земельный рынок в сравнении с другими странами пока
в самом начале своего развития, а сама земля еще не стала
полноценным и сверхвостребованным товаром. Ситуация во многом
напоминает времена ваучерной приватизации 90-х годов, когда
людям сложно было понять, сколько же на самом деле стоит «общенародная
собственность».
По этой же схеме, скорее всего, и будет развиваться рынок
— в наибольшем выигрыше окажется тот, кто поспеет к разделу
земельного пирога чуть раньше других.
Эдуард Ларькин
Источник: Профиль
Эта статья опубликована на сайте NERS.ru
ФОРУМ
о недвижимости во Владимире
На
Главную