СТАТЬИ О НЕДВИЖИМОСТИ
Недоделки в новостройке: звать строителей или мучиться самим?
Состояние рынка новостроек сегодня таково, что покупатель
рад-радёшенек получить вожделенную квартиру в каком угодно
виде. Многочисленные скандалы с обманутыми дольщиками, ставшие
уже «традицией» задержки сроков сдачи домов на 2-3 года привели
к тому, что потребитель – когда ему квартиру все-таки дают
– предпочитает «не смотреть коню в зубы». Хотя «конь»-то в
данном случае явно не дареный – за него заплачено своими кровными.
Какими бывают строительные недоделки и брак, как с ними можно
бороться – с этими вопросами разбирался корреспондент Интернет-журнала
о недвижимости Metrinfo.Ru.
Предтечи Равшана
Не знаем, насколько это может утешить покупателей «недоделанных»
квартир, но «косяки» в строительстве существовали всегда.
Наиболее известный пример - Пизанская башня. Этот случай,
вероятно, единственный в истории, когда из строительного брака
удалось извлечь пользу. Стояла бы прямо – никто бы о ней не
знал?! А тут превратилась в достопримечательность мирового
масштаба.
Можно найти и более древние прецеденты. Например, недавние
исследования показали, что проблемы возникали при строительстве
знаменитой пирамиды Хеопса в Египте. Ее центральную часть
– «Камеру царя» – поддерживают гранитные балки. Специалисты
обнаружили на них трещины, но долгое время полагали, что они
появились в позднейшее время – все-таки, 4500 лет домику.
Однако компьютерное моделирование показало, что балки просели
в момент, когда высота пирамиды была только 120 м (ее окончательная
высота – 146,6 м). Дальнейшее понятно без лишних слов: к месту
аварии прибыл главный архитектор (история даже сохранила его
имя – Хемиун). Не скупясь на пинки и зуботычины, он распорядился
залить трещины специальным раствором. Сработало…
Сегодня строят лучше?
Нынешние времена вызывают смешанные чувства. С одной стороны,
за последние 5-6 лет только в Москве произошли две страшные
аварии – в «Трансваале» и Басманном рынке, и в обоих случаях
вина как минимум частично лежит на строителях и проектировщиках.
С другой – жилые дома подобные беды, к счастью, пока обходят
стороной. Напротив, есть противоположные примеры. В апреле
прошлого года в 22-этажке на улице Академика Королева произошел
мощнейший взрыв – следствие потом установило, что хозяин квартиры
на 10-м этаже в нарушение всех мыслимых норм работал со сварочным
аппаратом. Лично меня в этой истории больше всего впечатлило
то, что при всех разрушениях дом устоял, и о его сносе никто
и не говорит. Так что строят сегодня, по меньшей мере, добротно.
Другое дело – всевозможные мелкие недоработки, недоделки.
«Чаще всего в их числе можно назвать некачественно выведенные
перегородки, а иногда и их отсутствие (там, где они должны
быть), - говорит Роман Щекочихин, технический директор службы
генерального подрядчика Группы компаний «Пионер». – Также
довольно часто бывают некачественными окна, остекление балконов,
витражные группы и прочие элементы того, что называется «светопрозрачной
системой».
Есть и официальные данные столичного Стройкомплекса. Согласно
им, основные жалобы новоселов приходятся на неудовлетворительное
состояние узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам
(22%), качество самих оконных и балконных блоков (16%) и отделочных
работ (18%). Также жители недовольны состоянием фасадов, в
том числе балконов и лоджий (12%), сантехники (9%), герметизации
швов (4%), столярных изделий (5%), теплоизоляции и звукоизоляции
стен, перегородок и перекрытий (2%).
Примечательно, что опрошенные нами эксперты не согласились
с тезисом о том, что «вот раньше при советской власти строили
как надо»… «Строить за последние 20 лет стали качественнее,
- считает Сергей Баранов, зам. директора компании «Пересвет-Девелопмент»
(входит в ГК «Пересвет-Групп»). – Застройщики стараются держать
определенный уровень даже в эконом-классе. В панельных домах
новых серий квартиры стали более просторными, сейчас нет огромных
швов на потолках, лоджии застекляют сами строители, что не
только избавляет жильцов от лишних проблем, но и делают внешний
вид зданий более эстетичным». «В панельных домах образца конца
80-х – начала 90-х недоделок было много, но на качество строительства
тогда смотрели сквозь пальцы», - соглашается Ольга Гусева,
руководитель отдела маркетинга Группы компаний «Домостроитель».
Правда, признает она, позитивные изменения происходят еще
достаточно медленно.
Бывают ли «законные недоделки»
Как и во многих других вопросах, законы, регламентирующие
эту сферу жизни, у нас замечательные. «Законных» недоделок
быть не может: все, что положено по нормативным актам – должно
быть выполнено в реальности; все, что отсутствует или не доделано
– должно устраняться строителями, - говорит Роман Щекочихин
(«Пионер»). – В договоре, который подписывает покупатель новостройки,
должно быть оговорено, в каком состоянии будет сдаваться квартира.
И вы имеете право требовать все, что обещано вам при покупке».
Более того, отмечает эксперт, если договор идет вразрез с
существующими нормативными актами, строители все равно обязаны
сдавать жилье в соответствии с существующими нормами.
Что же это за нормативы? Различные ГОСТы и СНиПы (Строительные
нормы и правила). Они детальнейшим образом прописывают практически
все. Например, перепад высоты между двумя точками пола, отстоящими
друг от друга на 2 м, не может превышать 2 мм. Стены должны
быть готовы под наклейку обоев – неровности в пределах 1 мм
на 1 м длины. Никаких щелей между оконным блоком и стеной
не допускается вовсе, да и герметизация панельных швов, оказывается,
вовсе не дополнительная услуга, а обязанность строителей…
В целом СНиПы – увесистый том, и разобраться в них может только
хорошо подготовленный человек.
Если покупатель квартиры видит, что построенный объект, мягко
скажем, не соответствует нормативам, вступает в силу ст. 29
закона «О защите прав потребителей», называемая «Права потребителя
при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной
услуги)». В соответствии с ней покупатель, может требовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Также потребитель имеет право отказаться от исполнения договора,
если в указанный срок недостатки не устранены исполнителем.
К тому же он может потребовать полного возмещения убытков.
Для объектов, которые строились по правилам, определяемым
Федеральным закон №214 «Об участии в долевом строительстве…»,
можно применить ст. 7 данного ФЗ. Она называется «Гарантии
качества, предусмотренные договором», и гласит, что «Застройщик
обязан передать участнику долевого строительства объект долевого
строительства, качество которого соответствует условиям договора,
требованиям технических регламентов, проектной документации
и градостроительных регламентов, а также иным обязательным
требованиям». В случае нарушения – практически то же самое,
что и в «Правах потребителя»: безвозмездное устранение недостатков,
соразмерное уменьшение цены или возмещение своих расходов
на устранение недостатков.
А на практике?
Надо ли говорить, что в реальной жизни очень многие покупатели
не обращают особого внимания на выявленные недостатки?! Покупатель
привык к мысли, что приобретает он «голый бетон» - соответственно,
готов вкладывать средства в квартиру. Сегодня приведение новостройки
в жилой вид стоит от $300 за кв. м. По оценкам строителей,
эта сумма могла бы быть на $50-70 меньше, если бы новостройка
была без недоделок. Не так уж, кстати, мало – получается,
покупатель квартиры площадью 100 кв. м, дарит застройщику
$5-7 тысяч.
Если же с чем-то вы категорически не согласны, то самое эффективное
– не подписывать Акт приемки квартиры. «Когда в квартире текут
трубы, или нет стеклопакета, то это явно недочет строителей,
и покупатель просто может не подписывать Акт, пока данные
недоделки не устранят, - отмечает Сергей Баранов («Пересвет-Девелопмент»).
– Обычно застройщик оставляет около 10% от общего фонда оплаты
строительных работ на исправления недоделок».
Однако застройщики не особенно-то бросаются исправлять недостатки
«У нас в ванной комнате дырища! - пишет счастливый новосел
на одном из форумов жильцов новостройки, - в акте приемки-передачи
все зафиксированно... но воз и ныне там... так что будем решать
своими силами, тем более ремонт уже идет, и ждать пока застройщик
устранит недоделки времени нет».
«Сегодня я видела курящих рабочих», - с надеждой замечает
другая «форумчанка», однако остальные посетители форума уговаривают
девушку с недоделками справляться самостоятельно.
Застройщики не торопятся и передавать готовые квартиры в
собственность покупателей (не так давно мы писали об этом:
«Собственность через суд: застройщики навязывают традицию.
Принимать ее не нужно»). Большинство потребителей в итоге
оказываются достаточным образом «промаринованными», чтобы
радоваться получению документов о собственности – на любых
условиях. К тем же, кто пытается «качать права», застройщики
обращаются в духе «Илиады»:
«Ты же безмолвно сиди и глаголам моим повинуйся,
Или тебе не помогут ни все божества на Олимпе,
Если, восстав, на тебя наложу необорные руки»
Помогает застройщикам и тот факт, что после завершения строительства
дом передается созданной им же управляющей компании. Она всячески
«спускает на тормозах» жалобы от жильцов, добиваясь только
одного – истечения гарантийного срока. После пяти лет (для
муниципального жилья – два года) все претензии, связанные
с качеством дома, предъявлять застройщику нельзя.
Резюме Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru
Следует признать, что рынок новостроек пока еще очень далек
от цивилизованности. На этот счет существует очень простой
индикатор: в случае недовольства потребители идут в суд и
выигрывают процессы. У нас же пока граждане предпочитают «утираться»,
устраняя строительные недоделки за свой счет.
С другой стороны, есть и светлый момент. С 2003 года при
Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции
Москвы (КАСРР) работает «горячая линия» по проблемам в домах-новостройках.
Позвонив по телефону (495) 650-50-55 (в понедельник-пятницу
с 10.00 до 19.00, в остальное время сообщения записываются
на автоответчик), можно сообщить о недоделках. Мера очень
эффективная: у тех застройщикам, которые откажутся исполнять
требования специалистов «горячей линии», городские власти
могут отобрать строительную лицензию. В наших условиях это
оказывается действеннее любого суда.
Фото: realty.mail.ru
Владимир Абгафоров
Источник: Metrinfo.Ru
Эта статья опубликована на сайте NERS.ru