СТАТЬИ О НЕДВИЖИМОСТИ
Недвижимость в Интернете: несмотря на кризис, покупкой жилья
интересуются в 2,5 раза больше, чем продажей
RUметрика представляет результаты исследования сектора недвижимости
в Интернете: его популярность, аудитория, рейтинг тематических
ресурсов. На основе данных, полученных в ходе онлайн-опроса
и анализа поисковых запросов Rambler, составлен рейтинг интересов
пользователей в рассматриваемом секторе, самых востребованных
операций с недвижимостью и самих секторов недвижимости.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕКТОРА НЕДВИЖИМОСТИ В РУНЕТЕ
пик посещаемости сайтов сектора недвижимости в 2008 году
пришёлся на октябрь 2008 года и составил 670 тысяч человек
в сутки.
рост посещаемости сектора за год составил 15%
самые посещаемы типы ресурсов сектора – тематические порталы,
соответствующие разделы онлайн-СМИ, базы объявлений и сайты
агентств недвижимости
72% пользователей сети в последний месяц интересовались ценами
на недвижимость. Конкретными объявлениями и базами данных
- 30%, оценкой объектов и строительством - 15% и 13% соответственно
52% пользователей в последний месяц интересовались покупкой
жилья и 20% - продажей. О том, как сдать помещения, в сети
запрашивали 10%, снять – 9%
с февраля 2009 года после постпраздничного спада число запросов
аренды жилья выросло более чем на 50%, поиска предложений
о покупке и продаже – примерно на 18%
68% пользователей сети интересуются городской недвижимостью.
Загородной – 30%. Недвижимость за рубежом интересует 11%,
коммерческие помещения - 8%
АУДИТОРИЯ СЕКТОРА НЕДВИЖИМОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
Особенность сектора недвижимости в Интернете заключается
в том, что постоянных пользователей у данных ресурсов не так
уж и много, тогда как основная часть посетителей – аудитория
случайная и нерегулярная. Постоянные посетители – это профессиональные
участники рынка, следящие за его изменениями, проводящие мониторинги
и собирающие данные из новостей, по базам данных, с ресурсов
конкурентов. Основная же масса посетителей – люди, начинающие
интересоваться сектором недвижимости только тогда, когда возникает
потребность что-то снять, сдать, купить или продать. И теряющие
к тематике интерес, как только все вопросы решаются. Потому
у ресурсов, посвящённых недвижимости, двойная задача: быть
информативными для профессионалов и полезными для временных
посетителей.
Как показывают данные Рамблер ТОП100, в течение года посещаемость
сектора не носила выраженного сезонного характера: вне зависимости
от времени года потребность в жилье у людей не меняется, а
в период отпусков этот вопрос становится особенно актуальным
для учащихся. С февраля 2008 по февраль 2009-го наименьшее
количество посетителей было зарегистрировано в июне (514 тыс.).
Максимума сектор достиг в октябре (670 тыс.), увеличившись
на 23,3%.
С осени внимание к сайтам сектора существенно выросло: под
влиянием экономического кризиса жители РФ заинтересовались
динамикой цен на недвижимость. Так, согласно данным IRN.RU,
за последние полгода средняя цена на недвижимость в Москве
снизилась почти на треть. Стабилизация цен в секторе ожидается
в конце весны. Не менее любопытны результаты мониторинга рынка
и в других регионах страны.
Кстати, закономерный спад в период новогодних праздников
на рубеже 2008-2009 гг. был невелик: в декабре ресурсы сектора
посетили 603 тыс. пользователей, в январе их число выросло
до 622 тыс., а показатели февраля приблизились к пику 2008-го,
всего на 2 тысячи уступив данным октября. По мнению Алексея
Дубровского, руководителя портала «Рамблер-Недвижимость»,
хотя спрос в сети на недвижимость как на один из самых дорогих
товаров неизбежно подвергся влиянию экономических изменений
в оффлайне, постепенное пробуждение и даже возрождение рынка
налицо. Подтверждается это не только работой специализированных
выставок, но и посещаемостью основных порталов по недвижимости.
Что касается географического разделения аудитории сектора,
то тут ожидаемое преимущество принадлежит Москве: по данным
Рамблер ТОП100 за последнюю неделю более трети (35%) пользователей
сайтов рассматриваемой тематики были из столицы. Второй по
количеству пользователей сектора – Санкт-Петербург с 11% аудитории.
Московская область с 3,6% посетителей занимает третье место.
Свердловская, Нижегородская, Новосибирская и Челябинская области,
отдельно отмеченные в десятке, собирают от 1,1% до 1,9% общего
числа пользователей сектора за прошедшую неделю. Остальные
регионы – 15,6% в сумме. Интерес к сектору «Недвижимость»
из-за рубежа составляет 25,5%.
В целом, преимущество столичного региона в посещаемости сайтов
рассматриваемой тематики объясняется тем, что распространение
Интернета здесь выше, имеется развёрнутая база данных по предложениям
на любой вкус, и как продавцы, так и покупатели (не только
самих объектов недвижимости, но и услуг, связанных с ними)
представлены одинаково хорошо. В удалённых регионах с этим
дело обстоит несколько хуже и оттого посещаемость ресурсов
отстаёт значительно. Кроме того, благодаря внутренней миграции
востребованность жилья в Москве значительно выше, чем в других
регионах. А интерес к сайтам недвижимости из-за рубежа, вероятнее
всего объясняется трафиком из стран ближнего зарубежья и массовой
миграцией оттуда русскоязычного населения.
РЕСУРСЫ СЕКТОРА НЕДВИЖИМОСТИ В РУНЕТЕ
Согласно данным рейтинга Рамблер ТОП100, самые популярные
типы сайтов сектора недвижимости в Рунете – тематические порталы
(Недвижимость@Mail.Ru, IRN.RU, «Рамблер-Недвижимость») и соответствующие
разделы крупных СМИ (РБК-Недвижимость, Лента.ру-Недвижимость,,
Газета.ru:Жилплощадь). Известностью пользуются ресурсы, представляющие
собой базы объявлений по сделкам с недвижимостью (ЦИАН, IRR.RU)
и сетевые представительства реэлторских агентств (ИНКОМ-Недвижимость,
МИЭЛЬ). Кроме того, в 2009 году на фоне реформ ЖКХ и повышения
тарифов в ТОП-20 по посещаемости попал ресурс «Консалтинг
в ЖКХ».
Лидер по посещаемости в 2009 году, портал Недвижимость@Mail.Ru,
в среднем за день привлекает 47,6 тыс. посетителей. Завершающий
двадцатку лидеров ресурс «Консалтинг в ЖКХ» насчитывает порядка
9 тыс. человек в сутки. Два года назад первым был портал DOMNAM.RU.
Таким образом, за два года существенно видоизменился сам рейтинг:
порядка половины ресурсов выбыло из Топ20 и столько же, соответственно,
в него добавилось. Структура рейтинга при этом, за исключением
появления ресурса по ЖКХ, изменений не претерпела.
Что касается общего числа активных сайтов, то в последние
полгода минимум был зарегистрирован в середине октября (5505
шт.), максимум – в конце марта. Тогда их число составило 5889
ресурсов. Однако при этом динамика активных сайтов сектора
существенно уступает росту других тематических разделов: если
1 ноября 2008 года сайтов о недвижимости насчитывалось 2,44%
из общего числа ресурсов Рунета, то 22 марта 2009-го их стало
менее 2,3%.
Полученные данные подтверждают, что, несмотря на наступление
экономического кризиса в нашей стране интерес к сектору недвижимости
не упал, а даже немного вырос. Сайты рассматриваемой тематики
стали посещать больше.
ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕКТОРЕ НЕДВИЖИМОСТИ РУНЕТА
Согласно результатам онлайн-опроса RUметрики, проведённого
в начале апреля, большинство пользователей сети в рассматриваемом
секторе интересуют цены на недвижимость: 72% в первую очередь
отметили этот вариант. Вторые по популярности – объявления
и базы данных по недвижимости – интересуют 30% респондентов.
27% читают новости сектора, 24% - исследования рынка. Справочная
информация по сектору недвижимости волнует 12% опрошенных,
реэлторскими агентствами интересуются 11%. Бизнес и инвестиции
в секторе любопытны для 10% сограждан.
Ипотека волнует 17% опрошенных, оценка недвижимости – 15%.
На фоне кризисных явлений в экономике этот интерес вовсе не
праздный: объём выдачи ипотечных кредитов резко сократился,
условия ужесточились, а оценка помещений нужна в случае необходимости
закладывания недвижимости, выкупа, определения адекватной
цены.
Данные о строительстве важны 13%-м, проекты и планировки объектов
недвижимости – 12%, архитектура и дизайн – 6%. Оформлением
недвижимости и сопровождением сделок интересовались 8% респондентов,
ремонтом и перепланировкой – 7%. Страхованием недвижимости
интересовался в сети всего 1% сограждан.
Если рассматривать отдельно операции с недвижимостью, которые
обычно запрашивают пользователи Рунета, то в рамках онлайн-опроса
были получены следующие данные: более половины (52%) респондентов
интересуются покупкой недвижимости. При этом лишь пятая часть
заинтересована в её продаже. Интересуются информацией о сдаче
объектов недвижимости 10% опрошенных, сведениями о съёме –
9%.
Тем самым мы видим, что просмотр сведений об аренде недвижимости
составляют лишь пятую часть всех тематических запросов в Интернете,
причём предложение сдачи жилья сегодня превышает спрос о съёме.
Примерно столько же обращений к ресурсам о недвижимости касаются
её продажи: в ситуации, когда цены продолжают падать, подобные
сделки привлекают немногих. Возможно, это объясняется тем,
что справившиеся о состоянии рынка недвижимости и текущей
динамике цен пользователи принимают решение о невыгодности
продажи и продолжают поиск уже по запросам сдачи недвижимости
в аренду. За счёт них и растёт количество запросов о сдаче
жилья, превышающее число ищущих предложения съёма. Зато на
фоне снижения цен на недвижимость запросов о её покупке становится
больше.
Если рассматривать соотношение запросов о покупке/продаже/аренде
квартир в поисковой системе Rambler (по данным статистики
поиска в течение года), то картина складывается несколько
иная: «покупка квартир» с октября по январь действительно
намного превысила другие запросы, «продажа квартир» и их «аренда»
шли практически в ногу. Зато после закономерного спада на
рынке, приуроченного к длительным новогодним праздникам, соотношение
запросов покупки/продажи/аренды поменялось. С февраля 2009-го
наиболее значительный рост показали запросы поисковика об
аренде: «покупка» и «продажа» симметрично выросли за месяц
примерно на 18%, тогда как онлайновый интерес к съёму и сдаче
квартир возрос более чем вполовину. Эксперты сходятся во мнении,
что на подобный расклад сил повлияло стабильное снижение цен
в секторе недвижимости – их снижение, как предполагается,
будет продолжаться до лета текущего года. Покупатели в ожидании
стабилизации цен снизили активность, в то время как часть
продавцов обратила внимание на рынок аренды жилья и, вероятно,
спровоцировала его активный рост не только в оффлайне, но
и в сети.
Далее, по данным онлайн-опроса RUметрики, интерес к коммерческой
недвижимости у пользователей сети составил всего 8%. Запросы
недвижимости за рубежом – 11%. Загородная недвижимость в последний
месяц интересовала 30% респондентов, городская – 68%.
Таким образом, более двух третей запросов в рассматриваемом
секторе сети сегодня составляет городская недвижимость, загород
волнует в 2,3 раза меньше пользователей сети, зарубежная недвижимость
– и вовсе в 6 раз меньше. Полученные результаты дают основание
предполагать, что на фоне кризиса операции с недвижимостью
несколько приостановились и «дополнительные» секторы, расценивающиеся
скорее как вложение денег, чем необходимость, интересовать
граждан РФ стали намного меньше.
Результаты анализа поисковых запросов Рамблера, с одной стороны,
подтверждают полученные в ходе опроса данные: запросы о продаже
квартир (примем по умолчанию их как городскую недвижимость)
выросли, с сентября по декабрь их рост совокупно достиг 80-85%.
К февралю этот показатель уменьшился до отметки прошлого марта
и снова начала расти, пусть и не так активно.
На запросах о продаже домов (условно обозначим их как недвижимость
загородную) кризис действительно мало сказался: в течение
года по сравнению с показателями марта 2008 года рос сектор
лишь единожды – до апреля, затем ушёл в минус. В сентябре-декабре
число соответствующих запросов уменьшилось до 35%.
Но, с другой стороны – и тут результаты Рамблера и RUметрики
не совпадают, интерес к коммерческой недвижимости вовсе не
так низок, как показал онлайн-опрос. Вероятнее всего это объясняется
тем, что опрос отражает увеличение интереса к недвижимости
преимущественно частных лиц, тогда как статистика поисковых
запросов даёт изменение картины тематического поиска в целом,
учитывая и юридических лиц, представителей различных компаний.
В любом случае, по данным Рамблера с наступлением экономического
кризиса наиболее активно пользователи стали запрашивать именно
продажу офисов, оптимизируя расходы. С сентября по октябрь
рост сектора составил более 100%.
В целом, по данным поиска Rambler в марте 2009 года число
запросов о продаже квартир в 1,5 раза превысило запросы об
их покупке. По сравнению с мартом 2008-го, с запросом о покупке
квартиры к поисковой системе обратилось на 43% больше пользователей,
о продаже – всего на 15% больше. Аренда квартир в текущем
году запрашиваться стала чаще практически вдвое – рост составил
95%. Причём подобных обращений к поиску оказалось чуть ли
не в два раза больше, чем запросов о продаже квартир (197
тыс. против 107 тысяч).
Соотношение запросов о покупке и продаже домов также составляет
1,5 раза, однако рост пользовательской активности по поводу
покупки за год составил 58%, а продажи, напротив, снизился
на 3%. Снижение цен на недвижимость, вероятно, стимулировало
столь резкий интерес сограждан к покупке и, соответственно,
падение интереса к продаже. Обращений по поводу аренды домов
заметно меньше (4,7 тыс. против 17 тыс. о продаже и 25 тыс.–
о покупке), однако даже так их почти вполовину больше, чем
в прошлом марте.
В «офисных» запросах в этом году чаще фигурирует аренда (109%
роста): всего в марте подобных обращений было сделано 65 тысяч,
тогда как заинтересовались продажей офиса 17,5 тыс., покупкой
– только 8 тыс. человек.
В целом по сектору недвижимости активнее спрашивали цены:
всего в марте 2009 года запросов «недвижимость цены» было
сделано более 30 тысяч, тогда как тематические новости интересовали
7,4 тыс. пользователей, исследования сектора – чуть более
1000. При этом прирост интереса за год по ценообразованию
составил 56%, новостям 103%, исследованиям – 98%.
По мнению Алексея Дубровского, руководителя портала «Рамблер-Недвижимость»,
рынок интернет-недвижимости – довольно жесткая конкурентная
среда, даже учитывая многообразие сетевых ресурсов по всем
сегментам и виду совершаемых операций. Особенно в московском
регионе, где в отличие от других регионов России нет одного-двух
лидеров. Многообразие крупных застройщиков и риэлторов, активный
рост цен на недвижимость в последние несколько лет дали возможность
отрасли недвижимости в Интернете очень активно развиваться.
Ведь Интернет – намного более гибкое медиа, чем любое другое.
Здесь нет ограничений по объему информации, которую можно
донести до читателя. В последнее время появилось множество
технологий, доступных каждому, которые позволяют показать
будущее жилье с изображениями внутренней отделки, придомовой
территории и т.п., причём с полным ощущением присутствия.
Еще один плюс – намного более широкий выбор предложений, отсортированных
так, чтобы это было удобно конкретному пользователю. И, конечно
же, основной плюс Интернета перед другими медиа – доступ к
нужной информации из любого места на планете. Поэтому со стабилизацией
экономической ситуации в стране в целом и рынка недвижимости
в частности есть основания прогнозировать дальнейшее развитие
сегмента недвижимости в Интернете.
Источник: RUметрика
Эта статья опубликована на сайте NERS.ru